Головка блока цилиндров (ГБЦ) — один из ключевых элементов двигателя КамАЗ 740, от состояния которой зависит производительность, ресурс и надежность мотора. Со временем, из-за высоких температур, давления и механических нагрузок, ГБЦ может подвергаться износу или повреждениям. В этой статье мы рассмотрим, как грамотно провести ремонт ГБЦ двигателя КамАЗ 740: от диагностики до сборки.

1. Признаки неисправности головки блока КамАЗ 740
Ремонт ГБЦ двигателя КамАЗ 740 необходим в следующих случаях:
- Утечка охлаждающей жидкости или масла.
- Перегрев двигателя.
- Потеря компрессии в цилиндрах.
- Белый дым из выхлопной трубы (признак прогорания прокладки).
- Стук клапанов, затруднённый запуск двигателя.
2. Демонтаж головки блока цилиндров
Перед началом ремонта необходимо правильно снять головку с двигателя. Порядок действий:
- Заглушить двигатель и дать ему остыть.
- Слить охлаждающую жидкость и масло.
- Отсоединить все патрубки, провода, топливные и масляные линии, мешающие демонтажу.
- Снять впускной и выпускной коллекторы.
- Открутить крепёжные болты головки блока в определённой последовательности (обратной к затяжке).
- Снять головку блока с двигателя, используя грузоподъёмное оборудование (вес — более 40 кг).
3. Диагностика и дефектовка
После снятия ГБЦ её необходимо тщательно осмотреть:
- Плоскость головки: проверить на наличие коробления. Допустимое отклонение — не более 0,05 мм на 1 м.
- Трещины: особенно между клапанами и в зоне камер сгорания. При малейшем подозрении — провести дефектовку с помощью жидкости-контрастанта или магнитопорошкового метода.
- Седла и направляющие втулки клапанов: износ, раковины, овальность.
- Состояние клапанов: прогорание, деформация, заусенцы.
- Резьбы под шпильки и болты: трещины, вырывание резьбы.
4. Основные этапы ремонта
4.1 Шлифовка плоскости головки
Если плоскость деформирована, производится фрезеровка или шлифовка на специализированном оборудовании. Снимать металл следует минимально — до устранения коробления.
4.2 Замена направляющих втулок и сёдел клапанов
При износе направляющих втулок или седел их заменяют:
- Старые втулки выбивают прессом.
- Новые запрессовывают с натягом и разворачивают под стандартный зазор (0,06–0,09 мм).
- Седла заменяются с последующей притиркой клапанов.
4.3 Притирка клапанов
Осуществляется вручную или с помощью притирочной машинки:
- Используется притирочная паста.
- Клапан вращается с лёгким нажимом.
- В результате должна получиться ровная матовая фаска по всей окружности.
4.4 Восстановление резьбы
При повреждении резьб под болты ГБЦ применяются:
- Восстановительные вставки (helicoil).
- Резьбонарезные втулки.
- В крайнем случае — сварка и нарезание новой резьбы.
5. Сборка и установка головки на двигатель
Перед установкой обязательно установить новую прокладку ГБЦ. Сборка производится в обратной последовательности:
- Очистка поверхности блока и головки от старой прокладки.
- Установка новой прокладки.
- Установка головки блока и закручивание болтов в строгой последовательности (от центра к краям).
- Затяжка болтов динамометрическим ключом в три этапа согласно инструкции (обычно 196–206 Нм).
6. Заключительные работы и запуск двигателя
После сборки:
- Залить новое масло и охлаждающую жидкость.
- Проверить герметичность соединений.
- Выполнить первый запуск двигателя, прогреть его до рабочей температуры.
- Проверить отсутствие течей, посторонних звуков, стабильность работы.
7. Рекомендации по эксплуатации
- Следите за температурным режимом двигателя.
- Используйте качественное моторное масло и своевременно его меняйте.
- Не допускайте перегрева — это главный враг головки блока.
- Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости.
Заключение
Ремонт головки блока цилиндров КамАЗ 740 — ответственная процедура, требующая опыта, точности и соблюдения всех технических норм. При качественном ремонте и правильной сборке двигатель прослужит ещё долгие годы, обеспечивая стабильную работу и надёжность в любых условиях.
Ознакомится с нашими предложениями по ремонту двигателей ММЗ Д-243, Д-245, Д-260; ЯМЗ 236, 238, 7511; Камаз 740 (Евро 0, 1,2,3), ЗМЗ-511, 513; КПП МТЗ 82, 1221, 15,23, 2022, 3022; механизмов рулевых ШНКФ и др. запчастей для автотракторной техники можно в нашем каталоге! Дополнительная информация по ремонту и продаже КПП МТЗ, Амкодор, Маз здесь.